Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
6 направлений функциональной грамотности:
1. математическая грамотность - это способность учащихся: - распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики, формулировать эти проблемы на языке математики, решать эти проблемы, используя математические факты и методы, анализировать использованные методы решения, интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы, формулировать и записывать результаты решения.
2. читательская грамотность:
- коммуникативная грамотность - свободное владение всеми видами речевой деятельности, способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь, самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
3. естественнонаучная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания (здоровье, природные ресурсы, окружающая среда, опасности и риски, связь науки и технологий) для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
4. финансовая грамотность - совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека (деньги и сделки, планирование и управление финансами, риск и вознаграждения, финансовый ландшафт), ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни.
5. глобальные компетенции - сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
6. креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение:
инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.